Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области, Областной центр

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
X

Телефон/факс: (4872) 31-22-53

Педагог-организатор: +7 (953) 195-64-81

Адрес: г. Тула ул. Буденного дом 50А

Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением










Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в процессе формирования социально-бытовых навыков

4 апреля 2025 г.

Хромова Алена Романовна
Учитель-дефектолог

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в процессе формирования социально-бытовых навыков

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является важнейшей составляющей процесса их социализации и адаптации в обществе. Для данного нарушения характерны: проблемы в сфере общения, взаимодействия с окружающими, однотипные реакции на раздражители.  РАС возникает в детском возрасте, и разная степень расстройства сохраняется до конца жизни [1, 11]. Одной из ключевых задач сопровождения выступает формирование социально-бытовых навыков, необходимых для успешной интеграции ребенка в повседневную жизнь. Эти навыки включают: умение ухаживать за собой, взаимодействовать с окружающими людьми, ориентироваться в пространстве и выполнять простейшие бытовые задачи.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки эффективных стратегий психолого-педагогической работы, направленных на улучшение качества жизни детей с РАС и повышение их самостоятельности. Введение современных технологий и методов коррекции позволяет значительно улучшить результаты обучения и способствует успешной адаптации детей в социуме.

Под социально-бытовыми навыками подразумевается система наработок, знаний и умений, касающихся контроля собственного поведения, адаптации к окружающей среде, коммуникации с окружающими, способности самостоятельно функционировать в быту. Как показывает практика, у большинства детей эти способности находятся на низком уровне, и на их формирование нередко уходят годы [3, 44]. Успех в формировании социально-бытовых навыков зависит от раннего начала коррекционной работы, систематичности занятий и активного участия всех членов семьи. Важно также учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.

В отличие от детей с ограниченными возможностями здоровья в норме овладение социально-бытовыми навыками происходит путем подражания взрослым. И уже к подростковому возрасту дети самостоятельно следят за гигиеной и внешним видом, могут выбирать продукты, готовить себе еду, убирать помещение.

Нормотипичные дети ежедневно наблюдают за действиями своих родителей. Бессознательно подражают им при выполнении домашних дел. Дети же с отклонениями в развитии не умеют подражать, следовательно, овладение навыком бытовой деятельности происходит гораздо медленнее.

 Примерно с дошкольного возраста дети в норме сами без принуждения пытаются выполнять определенные действия: мыть посуду, подметать пол, так как для них — это игра. Однако, у некоторых ребят перед какими-то действиями может возникать страх из-за боязни бытовых приборов, спичек и   т. д. С возрастом навыки усложняются, родители доверяют детям мытье полов, покупку продуктов, приготовление несложных блюд. Из-за многократного повторения действий страх постепенно исчезает.

К началу подросткового периода дети свободно выполняют бытовые действия. Они умеют быть опрятными, аккуратно хранят вещи. Самостоятельно умываются, принимают ванну. Хорошо убирают квартиру: качественно моют полы, санузлы, сохраняют чистоту на кухне. Стирают одежду, понимают, какой порошок требуется для стирки белых и черных вещей, спокойно пользуются стиральной машиной, включают ее в сеть. Подростки пользуются утюгом, различают режимы его работы. Типично развивающиеся дети умеют вести себя за столом во время приема пищи. В состоянии отличить свежие продукты от испорченных, знают рецепты простых блюд, умеют пользоваться газовой плитой, микроволновой печью и прочей кухонной утварью. Без труда ухаживают за комнатными растениями и домашними питомцами.

Таким образом, дети с нормой своевременно овладевают социально-бытовыми навыками (в отличие от детей с РАС), они действуют осознанно, способны к самостоятельности.

Дети с аутизмом не способны к подражанию, поэтому требуют специального обучения навыкам самообслуживания. Для продуктивного овладения вышеупомянутым навыкам необходимо вызвать у ребенка желание и потребность его применять. Вызвать особое состояние, эмоции, при которых возрастает способность к действию (то есть аффективное состояние), и навязывается способ выхода из сложившейся ситуации. Эффективные коммуникация и социализация решают много проблем: делают жизнь более качественной, устраняют проблему обособленности от окружающих, как самого ребенка, так и его родственников, развивают потенциальные возможности ребенка.

Обучение социально – бытовым навыкам решает определенные задачи: методом визуализации охарактеризовать технику, используемую в быту, и объяснить, как правильно ей пользоваться; сформировать или скорректировать навыки обращения с предметами; методом социальных историй объяснить детям с РАС, каким образом вести себя в общественных местах, каких правил необходимо придерживаться, как сохранять спокойствие, если ситуация вышла из-под контроля, как успокоить себя, пояснить правила общения с незнакомыми людьми и в каких случаях вести с ними диалог и так далее.

Специалистами перечисляются следующие критерии социально – бытовой деятельности:

- возможность самообслуживания: приготовление пищи, умение одеться, обуться, соблюдение правил гигиены после использования туалета, самостоятельное принятие душа;

-  содержание жилища в чистоте: использование веника и совка (так же с применением элементарной техники, швабр), использование салфеток для вытирания пыли, очистки поверхностей из стекла, чистка уборных комнат;

- уход за вещами: чистка одежды и обуви, аккуратное хранение одежды, умение постирать вручную или с применением бытовой техники, а также отутюжить вещи;

-  умение вести хозяйство: умелое обращение с деньгами, составление бюджета, определение необходимой потребности в продуктах и хозяйственных предметах для осуществления жизнедеятельности;

грамотная работа на кухне: приготовление блюд, при котором используются кухонные механические и электрические приборы, возможность составить меню, также с применением кулинарных рецептов, умение красиво накрыть на стол и подать блюда, уборка кухонного пространства после приготовления и приема пищи.

Для того, чтобы формировать навыки у детей с РАС, зарубежные и отечественные специалисты годами вырабатывали соответствующие методы работы с такими детьми. Рассмотрим методы формирования социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра более подробно.

  1. Визуальное расписание- представляет собой перечень изображений, демонстрирующих определённые действия в определенном порядке. Возможно использование схем, фотографий, а также расписаний в зависимости от степени восприятия индивидуума. При этом, безусловно, на начальном этапе ребёнку требуется помощь сопровождающего лица. При использовании картинок и фотографий сопровождающее лицо должно пояснить ребенку их содержание и проконтролировать их выполнение. Перед выполнением очередного действия с картинки- предыдущая должна быть отложена, либо вычеркнуто предыдущее действие из расписания/ схемы. Таким образом, у ребенка вырабатывается определённая схема при освоении определенного навыка. Со временем помощь сопровождающего сводится к минимуму, действия должны становиться самостоятельными.
  2. Метод социальных историй. Данный метод, открытый в 1991 году, предполагает описание ребёнку событий, которые будут происходить в будущем, для коррекции и закрепления его будущего поведения уже в настоящее время. Социальные истории могут раскрывать разные сферы жизни и предупреждать ребенка о предстоящих событиях, в которых он будет участвовать, к примеру, в общественных местах. При этом описываются правила его поведения в этих местах, а также правила поведения других людей и их взаимодействие.  Чаще всего социальные истории описывают навык, который вызывает особенную сложность у конкретного обучающегося. Это может быть оплата покупок или уборка помещения. То есть социальная история может описывать всего лишь одну ситуацию. Название социальной истории должно быть кратким и доступным пониманию для обучающегося. Для наилучшего восприятия ребенком социальной истории необходимо создать соответствующую обстановку. Ребенок должен быть отдохнувшим, в хорошем расположении духа, при этом возможно как самостоятельное прочтение ребенком истории, так и под контролем сопровождающего. Возможно прочтение специалистом, тьютором, родителем. По окончанию прочтения необходим анализ на предмет степени понимания ребенком полученной информации, история проговаривается с ним.

В период взросления дети с расстройством аутистического спектра прибегают к самостоятельному выполнению многих операций (например, поход в душ), так как присутствие взрослого человека в этом случае уже не уместно и может смущать ребенка. Вышеперечисленные визуальные «подсказки» значительно облегчают действия по уходу за собой. Таким образом, возрастает степень самостоятельности в быту, уровень жизни повышается. Поэтому методы визуального расписания и социальных историй вводятся на начальных этапах обучения социально-бытовым навыкам. К подростковому возрасту дети свободно овладевают этими методами и пользуются ими самостоятельно.

  1. Метод видеомоделирования. Метод видеомоделирования является наиболее интересным для учеников, так как в нем используются видеоролики, помогающие обучаемому сформировать определенную модель поведения. Возможно использование видеороликов как смонтированных специалистом, так и имеющихся в доступе в сети интернет. Это простой, но эффективный метод обучения. Принципы обучения таковы:

- в начале выявляются слабые стороны ребенка, за счет чего формируется понимание, чему уделить внимание в первую очередь. Затем описывается сам навык, далее - контроль сопровождающего за его освоением. В случае необходимости - неоднократное повторение для закрепления требуемого результата; 

- пишется сценарий, каждая реплика в котором, должна быть доступна пониманию ребенка: лаконично, точно и просто она должна доводить необходимую информацию. Это облегчает восприятие, формирование модели необходимого поведения;  

- создание видеоролика;

- просмотр видеозаписи (для которого необходимо выбрать наиболее благоприятное время).  Просмотр видеозаписей может осуществляться на постоянной основе.  Если ученику необходимо для закрепления и понимания информации пересмотреть видео, специалист транслирует видео несколько раз. Взрослый может обращать внимание ребёнка на определенные моменты, но не обсуждает и не дает комментарии в процессе просмотра;

- определение результата, в процессе которого становится ясно, насколько понятна ребенку доведенная до него информация.

4. Генерализация навыка. Навык выработан и закреплен только тогда, когда ученик применяет его в различных условиях, в обществе разных людей (минимум трех), как в обществе сверстников, так и взрослых людей. Этот процесс называется обобщением навыка и требует отдельного обучения. Обобщенный навык не требует явных подсказок со стороны педагога, они возможны в данном случае в виде интонации, жестов, мимики.  Процесс генерализации навыка занимает длительное время, так как смена обстановки выбивает ученика из «накатанной колеи»,  требуются определенные усилия с его стороны для воспроизведения тех же действий, но в других условиях. В генерализации навыка должны участвовать специалисты, родители и тьюторы.

В работах Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи представлены техники, благодаря которым ребенок овладевает знаниями посредством исследования, наблюдения. С целью их осуществления авторы акцентируют внимание на следующих условиях: что видеть, что изучить, с кем и на какие темы контактировать. Таким образом для формирования навыка ребенок следит за действиями взрослых, а те описывают выполняемые ими действия.

В процессе обучения людей с РАС практики подключают стратегии поддержки. Они были разработаны за рубежом, но благодаря обмену опытом специалистов успешно применяются во многих российских центрах для лиц с ОВЗ. Данные стратегии окружают нас в обыденной жизни, поэтому обычный человек не придает им значения. Раскроем их более подробно:

- рутины: сформированные одинаковые последовательности действий для того, чтобы человек понимал происходящее и мог прийти к самостоятельному выполнению действий;

- частичное участие: человек может не выполнять инструкции и действия, но находится в одном пространстве с группой обучающихся;

- время на обработку информации: человеку не стоит повторять инструкции слишком часто и быстро. Необходимо дать инструкцию и выждать, пока информация «разложится по полочкам», и обучающийся не приступит к выполнению действий. В таких случаях специалист считает до 5 и повторяет инструкцию, если того требует обучающая ситуация;

-успокаивающие сенсорные ощущения: используются для разгрузки от большого количество поступающей информации (например, звукоизолирующие наушники);

- подкрепление: пищевой или значимый стимул для человека, в качестве поощрения нового положительного поведения;

- визуальное расписание: перечень изображений, демонстрирующих определенные действия в определенном порядке. Используются пиктограммы или специальные созданные для людей с РАС картинки на разные темы; 

- визуальные подсказки: ориентиры, благодаря которым человек понимает, где происходит действие, сколько это действие будет длится, что он должен делать, с помощью чего он может достичь результата;

- структурирование окружающей среды: правильно выстроенная окружающая среда для комфортного обучения без высокой смысловой нагрузки с использованием ориентиров.

Не стоит забывать и про метод P.A.W.S.S. Каждый специалист, работающий с данной категорией детей, должен знать данный метод как таблицу умножения. Используя его, есть все шансы обойти нежелательное поведение и быть понятным человеку с ограниченными возможностями:

- P (Position/ метаположение): будьте в поле видимости или на уровне глаз, чтобы человек с ОВЗ мог обратиться к вам за помощью или начать выстраивать коммуникацию;

- A (Ask/ вопросы): самостоятельно инициируйте коммуникацию или создавайте необходимые условия, чтобы обучающийся чувствовал потребность в общении;

- W (Walt/ ожидание): не забывайте, что необходимо давать время на обработку информации (счет до 5) перед тем, как человек с РАС начнет выполнять инструкцию или действие;

-  S  (Short/ краткость): разговоры и игры должны быть короткими;

- S (Simple/ простота): давая инструкции, не используйте большое количество слов.

Чтобы определить уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, специальные психологи, социальные педагоги, тьюторы, дефектологи и другие специалисты могут использовать разработанную диагностическую программу, включающую в себя следующие психодиагностические методики: «Бланк наблюдения для определения сформированности навыков уборки начального уровня»; «Анкета для определения уровня самостоятельности социально-бытовых навыков и умений» (Е.А. Соломахина, И.А. Острейкова); «Определение степени важности социально-бытовых навыков и умений» (Е.А. Соломахина, И.А. Острейкова); «Бланк наблюдения для определения уровня сформированности навыков, необходимых для планирования питания и приготовления пищи»; «Бланк наблюдения для определения уровня сформированности навыков по уходу за одеждой и обувью». После выявления уровней социально-бытовых навыков ведется коррекционно-развивающая работа, которая позволит не только сформировать, но и развить социально-бытовые навыки у детей с расстройствами аутистического спектра.

Подводя итоги, важно помнить, что грамотные специалисты дают необходимую базу, консультируют родителей по решению возникающих проблем, но заменить ребенку настоящую семью они не в состоянии. Как бы тяжело ни было, семья должна так организовать свою жизнь, чтобы ребенок с РАС не чувствовал себя изгоем, был любим. Но любовь не должна сводиться только к состраданию. Сила семьи в единстве, и каждый ее член должен эмоционально поддерживать друг друга, а особенно родственника с РАС, ободрить его и двигаться вперед вместе с ним. Умение участвовать в лечебном воспитании ребенка, организовать бытовые ритуалы, обеспечить помощь ребенку в овладении им социально-бытовых навыков, все это должно принести свои плоды.  Но на этом пути будут не только трудности, но и радостные минуты от достижения пусть и невеликих побед.


 

Список литературы

  1. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра.— М.:  Практика, 2018. — 280 с.
  2. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. —— М.: Теревинф, 2003. — 70 с.
  3. Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра. М.: Тенериф, 2018.114с.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Дети и подростки с аутизмом. М.: Тенериф, 2011, 220 с.
  5. Соломахина Е.А., Острейкова И.А. Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 1. С. 11–20.


новостивсе новости
  • 15.5.2025

    Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон

  • 12.5.2025

    Неделя профилактики "Здоровое долголетие"

  • 28.4.2025

    Пожарная безопасность

статьивсе статьи
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в процессе формирования социально-бытовых навыков

  • Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

  • Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Директор центра

Комаревцева Светлана Александровна

Директор центра

В нашем центре вы всегда можете получить

онлайн-консультациЮ
Как к нам проехать?

Наш адрес:

Тула ул. Буденного дом 50А

Наши партнеры и информационные ресурсы