Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области, Областной центр

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
X

Телефон/факс: (4872) 31-22-53

Педагог-организатор: +7 (953) 195-64-81

Адрес: г. Тула ул. Буденного дом 50А

Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением










Для родителей

I. Ваш ребенок собирается в детский сад? Как облегчить и сделать более комфортной его адаптацию.

В среднем адаптация ребенка трех лет занимает полтора-два месяца (чтобы его оставить до самого вечера). Но по факту каким-то детям достаточно и дня, а другим понадобится больше времени. Задержка по срокам адаптации чаще всего обусловлена повышенной тревожностью родителя, страхом отпустить от себя ребенка. 

Чтобы помочь ребенку в период адаптации можно соблюдать следующие рекомендации

1. Подготовьте себя морально к тому, что ребенок начинает уходить из домашнего очага в социум, его надо отпустить. Доверьтесь компетентности педагога.

2. Важно соблюдать последовательность условий в группе и дома:

  •  Выстраивайте режим подъема, дневного сна, еды синхронно с режимом детского сада. Стабильность и синхронная последовательность снижает тревожность ребенка.
  • Давайте ребенку возможность делать самостоятельно то, что он может выполнить сам: одеваться/раздеваться, убирать за собой посуду, складывать вещи в шкафчик и пр.
  •  Оказывайте помощь только по запросу дошкольника.
  •  В случае эмоциональной манипуляции покажите ребенку, что вы на его стороне (обнимите), но не поощряйте эмоциональную манипуляцию результатом, которого пытается добиться ребенок.

3. Помните, что ребенок развивается по своему собственному плану и в своем темпе. Чаще задавайте себе вопрос: «Это нужно моему ребенку или мне?». В адаптации мы всегда идем «от ребенка».

4. Помните, что адаптация ребенка происходит не только к пространству детского сада, к людям, но и к питанию садика. Разнообразьте рацион питания дома.

5. Ребенок воспринимает пространство детского сада через маму. Поэтому во время адаптации мама активно участвует на занятиях (если воспитатель поощряет и разрешает нахождение родителей в группе), проявляет к ним интерес и вводит ребенка в пространство детского сада.

6. Наладьте контакт с воспитателями.

7. Обсуждайте вопросы, связанные с личностью и здоровьем ребенка наедине с педагогом. При возникновении конфликта между детьми положитесь на компетентность воспитателя и дайте возможность разрешить этот конфликт внутри группы. При наличии хорошего контакта с педагогами, они скорее всего дадут родителю подробную обратную связь.

8. Задача мамы за время адаптации сформировать доверие к пространству детского сада и к его коллективу. На этом доверии строится доверие и спокойствие самого ребенка.

9. Интересуйтесь у воспитателя, что происходит в группе, чем дети сейчас там занимаются. И пробуйте дублировать то же дома.  Когда родители понимают , что делают в детском саду и поддерживают этот контекст дома, развитие ребенка происходит в разы эффективней.

10. В случае, если ребенок состоит на учете у специалистов (аллерголог, невропатолог, кардиолог и т.п.), принесите справку с рекомендациями данного специалиста. Заранее предупредите воспитателя об особенностях ограничениях) вашего ребенка.

Адаптация к детскому саду может проходить по-разному у каждого ребенка. Важно следить за тем, чтобы ребенок комфортно ощущал себя на ежедневной основе, прислушиваться к нему и оставаться в контакте с воспитателем.

II. Учимся хвалить ребенка правильно

Похвала очень важна для ребенка. Ведь она способствует повышению самооценки, уверенности в собственных силах, помогает повысить мотивацию к учебе, учит анализировать динамику достижений, поддерживает в те моменты, когда не все получается.

Как же похвалить ребенка, чтобы то было эффективно и принесло пользу?

1. Соблюдайте меру.

Безмерная (постоянная, необоснованная) похвала очень быстро потеряет свою ценность. Она ничему не научит, но сформирует привычку необоснованно гордиться собой по надуманным поводам.
Откровенно говорите ребенку о своих чувствах, а не осыпайте его хвалебными одами без повода.
Кроме того, привыкнув получать похвалу просто так, ребенок может стать без инициативным, ленивым, инертным, капризным. А некоторые дети начинают от похвалы зависеть. И когда она отсутствует начинают демонстрировать беспокойство и тревогу.

2. Старание требует поощрения

Когда хвалите ребенка, акцентируйте на том, что результаты достигнуты благодаря его усилиям. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что его старания не напрасны. Его труд заметили и оценили. При этом не следует лукавить. Если старание не принесли результатов, то и чрезмерно хвалить не стоит. Скорее нужно сказать о том, что вам приятно, что он старался. Но не всегда все получается сразу. Нужно попробовать еще раз. И в следующий раз получится.

3. Оценивайте поступки, результаты деятельности, а не личность

Научитесь дозировать похвалу личности. Ведь если с ней перестараться, то у ребенка может возникнуть неоправданно высокое самомнение.

4. Похвала должна быть содержательной

Общие фразы, содержащие одобрение, но не объясняющие, чем оно вызвано, нельзя назвать хорошей похвалой. Даже у маленького ребёнка могут возникнуть сомнения в её искренности, а уж дети постарше вовсе не воспримут брошенное мимоходом «Да-да, ты такой молодец» всерьёз. Понравился рисунок ребёнка? Расскажите, что именно побуждает вас дать высокую оценку: удачно подобраны цвета, большое количество деталей, соблюдены пропорции… Таким образом вы формируете способности малыша анализировать собственный труд, прогнозировать результаты и делать работу над ошибками.

5. Говорите о своих эмоциях

Желая похвалить ребёнка, говорите о своих мыслях и чувствах. Так фраза получается более искренней, а похвала сближает того, кто её произносит, с тем, кому она адресована.

Сравните:
-  «Я так горжусь, что ты справилась с этим заданием»
     и

-  «Отличная работа».
     Суть вроде бы одна, но второй вариант совершенно обезличен.

6. Похвала должна быть безусловной

Не сравнивайте одобряемое с другими в исполнении вашего ребенка или других детей. Старайтесь уходить от фраз вроде:

  • Твой рисунок котика получился очень красивым, чего не скажешь о ежик
  • Ты отлично танцуешь. Гораздо лучше, чем Катя.

Конечно, для анализа достижений нужно рассматривать положительные моменты и те сферы, которые стоит подтянуть. Но не путайте анализ навыков и умений с похвалой. Есть условия? Тогда вы не хвалите, а констатируете факты.  

7. Покажите прогресс

Очень важно научить ребёнка оценивать результат собственных усилий. Помочь в этом ответственном занятии может своеобразная ревизия достижений. Периодически обсуждайте с ребенком, что у него получается всё лучше рисовать, писать буквы, решать примеры, играть на пианино… Важно показать: старания не проходят бесследно.
        Кстати, для такой ревизии можно завести небольшую коробку, куда вы будете складывать некоторые детские рисунки, прописи и прочие свидетельства динамики детских достижений. И периодически показывать то своему ребенку. Одобрение бывает разным. Словесная похвала — лишь один из многих способов продемонстрировать своё одобрение, показать ребёнку, что вы замечаете и цените его.

Но есть и другие способы:
- одобрительно улыбнуться;

- приветливо кивнуть головой;
- использовать жесты: поднятый вверх указательный палец, «дай пять»;
- объятья и поцелуй;
- попросить у ребёнка помощи, подчеркнув, что доверяете его умениям.

 Помните: дети учатся у нас, перенимают нашу манеру общения и стиль поведения. Научите ребёнка делать искренние комплименты и адекватно оценивать успехи.  

 III. Речевое развитие: что должен знать родитель

Для большинства специалистов (воспитателей, медиков) речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.    

Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.

Возрастные нормы. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Итак, характеристики речевого развития ребенка раннего возраста:

1 год

  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля).
  • Эмоционально откликается на речь.

2 года

  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Рекомендации для родителей:

  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями.
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку.
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорное ведро, а не «кака»; конфета, а не «няма».
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление.  
  • Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко. Следует демонстрировать детям в быту эти предметы (например, музыку слушаем громко, часики тикают тихо; посмотри: апельсин большой, а горошина- маленькая)
  • Сведите к минимуму досуг с гаджетами.

  IV. Как помочь ребенку справиться с домашним заданием?

Вот некоторые рекомендации:

1. Сохраняйте спокойствие

Объясняя дома тему ребенку, родителю важно не злиться на него. Не следует демонстрировать раздражение. Не следует искать и тем более упоминать вслух предполагаемые вами причины того, что материал не усваивается (например, не нужно сравнивать ребенка с кем-то из родственников, кто был неуспешен в детстве).

Не следует кричать на ребенка, так как стресс только усугубит ситуацию, и тема будет осваиваться дольше. Ведь эмоциональное неблагополучие затрудняет интеллектуальные функции, понимание.

Если родитель чувствует, что начинает раздражаться, то лучше взять паузу. Например, выйти на кухню и попить воды или умыться. Затем вернуться и начать с новыми силами.

То же рекомендуется и в отношении ребенка. Если родитель видит, что школьник начинает раздражаться, то следует ненадолго сменить вид деятельности (сделать гимнастику, скушать конфетку, сходя на кухню, поприседать, полить цветы и т.п.).

Ребенка важно поддерживать и одобрять. Часто причиной неудач в обучении является эмоциональное неблагополучие. Когда ребенок ожидает, что сейчас его будут ругать за его невнимательность, за отсутствие способностей, за лень и т.п.

2. От простого к сложному

Вначале ребенок должен понять простые правила, а потом переходите к анализу более сложных конструкций. Нужно следить за реакцией ребенка, чтобы задание не показалось ему непосильным. В противном случае следует развить задание на куски и продолжить объяснение по каждому из них в отдельности.

3. Сделайте из «проблемы» задачу

Станьте для ребенка заботливым родителем, который не говорит, что выучить с ним уроки - это серьезная проблема. Напротив, поставьте для себя задачу разными способами донести информацию до ребенка.

4. Заинтересуйте

Усвоение материала пойдет проще, если ребенок увидит для себя смысл в изучении сложного для него вопроса. Если речь идет о первокласснике, то вообще важно использовать игру. И в нее вплести моменты обучения. Нужно попытаться сделать условия задачи более интересными для ребенка либо приукрашивая их, либо упрощая.

5. Визуализируйте задание для своего ребенка

Информацию нужно сделать наглядной. Не зря же придумали счетные палочки. При любой возможности нужно рисовать ребенку таблички и картинки.

6. Не следует часами сидеть за одним заданием

Если ребенок устал, то нужно сменить деятельность (сходить покушать, подышать воздухом, сделать гимнастику).

7. Чередуйте отдых и обучение.

Под отдыхом понимается не только сон и лежание на диване, но и активный отдых в виде небольшой уборки, физкультминутки и т.п.

8. Не забывайте о физических потребностях организма

Следует на письменный стол ребенка поставить бутылочку воды и напоминать пить. Хорошо, когда в комнате проветривается и достаточно кислорода. Ребенок должен быть сыт. Если ребенку нездоровиться, то луче снизить для него нагрузку. Сделать самое необходимое, а остальное оставить на потом.

 

новостивсе новости
  • 2.11.2022

    Знание о героях

  • 24.6.2022

    Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон

  • 13.4.2022

    Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям(законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей

статьивсе статьи
  • «Причины речевых нарушений. Направления коррекционной работы»

  • Задержка психоречевого развития у детей. Лечение и коррекция

  • Руднева Ю.В. Анализ результативности практического опыта в работе с детьми с эмоционально-волевыми трудностями развития

Директор центра

Комаревцева Светлана Александровна

Директор центра

В нашем центре вы всегда можете получить

онлайн-консультациЮ
Как к нам проехать?

Наш адрес:

Тула ул. Буденного дом 50А

Наши партнеры и информационные ресурсы