Направления логопедической работы с детьми с РАС в индивидуальном режиме
Зайцева Анна Олеговна
Учитель-логопед ОПД с ОВЗ и ССД
17.06.2024г
В мировой педагогической науке в настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу логопеда с аутичными детьми.
За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.
Отечественные ученые делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта.
В связи с тем, что в настоящее время увеличивается количество детей с РДА, поступающих в ГУ ДО ТО «ПОМОЩЬ», специалистами центра была разработана программа комплексного сопровождения обучающихся в рамках центра.
При разработке речевого блока комплексной программа, мы опирались на труды отечественных дефектологов и логопедов (В. К. Воробьева, А.В. Хаустов, Л.Г. Нуриева, О.С. Никольская и др.)
Для преодоления трудностей коммуникативно-речевого развития у детей с РАС выделено и предлагается 4 взаимосвязанных уровня работы:
Уровень 1. Развитие довербальной коммуникации.
Уровень 2. Развитие речи на уровне первых слов.
Уровень 3. Уровень комбинации слов (фразовая речь).
Уровень 4. Развитие речи на уровне структуры предложения (связная речь).
Речевой блок предполагает следующие формы взаимодействия:
- Индивидуальная форма (1,2,3 уровни)
- Микрогрупповая форма (4 уровень)
Уровень 1. Развитие довербальной коммуникации.
На данном этапе хорошо зарекомендовали себя сенсорные игры.
Возможные варианты игр:
- с красками,
- с водой и мыльными пузырями,
- со свечами,
- со светом и тенями,
- со льдом,
- с крупами,
- с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).
Более подробно можно с ними познакомиться в книге Е. Янушко «Игры с аутичным ребенком»
Они не требуют значительной подготовки, малозатратны, но доказали свою эффективность.
Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Взрослый становится для ребенка принимаемым для общения и источником приятных ощущений.
Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество.
Уровень 2. Развитие речи на уровне первых слов.
На данном этапе мы строим свою работу, исходя из принципа «от простого к сложному»
А) Имитация основных движений. Сидя напротив ребенка, предъявляем инструкцию, одновременно демонстрируем движение и помогаем ребенку выполнить его. Например, «Подними руки вверх», «Погладь себя по голове», «Дай руку», «Хлопай в ладоши» и др.
Б) Имитация действий с предметами. Учим ребенка тем игровым действиям, которые могут доставить ему удовольствие: «Положи кубик в ведро», «Позвони в колокольчик», «Катай машину», «Покорми куклу», «Подуй в дудочку» и др.
Г) Имитация вербальных движений. Логопед произносит следующие инструкции: «Открой рот», «Покажи язык», «Сложи губы в трубочку», «Надуй щеки» и др.
В ходе данного этапа мы занимаемся развитием понимания речи, расширения словарного запаса.
Основные направления:
- Выработка указательного жеста;
- Учить выполнять простые инструкции (в том числе, «Дай», «Покажи»).
- Формировать навыки, касающиеся понимания названий предметов, действий, признаков предметов (основные цвета, формы, размер).
Несколько слов следует сказать об обучение чтению.
«Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи» Л.Г.Нуриева.
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
— послоговое чтение;
— глобальное чтение.
Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.
Уровень 3. Уровень комбинации слов (фразовая речь).
Задачи:
- Формировать способность использовать два знакомых слова в одном высказывании (формировать фразу),
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя словосочетание, корректировать употребление ребенком местоимений,
- Развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, просодическую сторону речи
Без специальной коррекционной работы спонтанное развитие речи может не произойти, ребенок не сможет пользоваться речью как средством общения. На занятии мы предлагаем темы, которые закрепляются дома. Темы для общения, предлагаемые ребенку:
- Ответ на приветствие других людей.
- Умение выражать согласие/несогласие.
- Умение отвечать на личные вопросы.
- Комментирование, сообщение информации о предметах, действиях, событиях.
- Описание прошедших/будущих событий.
- Умение задавать вопросы (о действиях, предметах, место нахождения и т.д.)
Программа реализуется в рамках центра с 2018 года. По результатам итоговых диагностик и наблюдения у детей отмечается положительная динамика разной степени выраженности, что говорит об эффективности «Дополнительной общеразвивающей программы по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста в индивидуальном и микрогрупповом режиме».
-
7.10.2024
Профилактика ОРВИ
-
2.11.2022
Знание о героях
-
24.6.2022
Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон
-
Профилактика суицидального поведения детей и подростков
-
Направления логопедической работы с детьми с РАС в индивидуальном режиме
-
«Причины речевых нарушений. Направления коррекционной работы»
В нашем центре вы всегда можете получить
онлайн-консультациЮНаш адрес:
Тула ул. Буденного дом 50А