Статья
Анализ результативности практического опыта в работе с детьми с эмоционально-волевыми трудностями развития
В данной статье будет изложен анализ результатов работы в группе эмоционально-волевого развития и коррекции детей 5-6 лет с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы за трехлетний период (2014-2017).
Мною реализуется индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для старших дошкольников с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы.
Направление программы: социально-психологическая.
Уровень программы: дошкольное образование.
Тип программы: коррекционно-развивающая.
Вид программы: эмоционально-волевое развитие, саморегуляция, социализация.
Цель программы: гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, коррекция поведенческих нарушений.
Задачи программы:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- знакомство детей с основными эмоциями и чувствами;
- отработка навыка узнавания основных эмоций по мимике, пантомимике, интонации;
- формирование умения выражать эмоции социально-приемлемыми способами;
- отреагирование отрицательных эмоций, препятствующих полноценному развитию личности.
Условия реализации программы:
- программа реализуется в групповом режиме (6-8 человек);
- занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа в течение учебного года;
- контингент группы составляют дети с поведенческими трудностями, дети с недостаточностью эмоционально-волевого развития, а так же дети с неврологическими и психическими расстройствами.
Актуальность программы колоссальна. С каждым годом количество родителей, обращающихся к специалистам центра по данной проблеме, увеличивается и имеет четкую тенденцию к дальнейшему возрастанию. В связи с этим стоит проблема ранней (в дошкольном возрасте) психопрофилактики особенного или нарушенного поведения. Формирование культурных, умных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы рассматривается в качестве важной, приоритетной задачи развития (воспитания) дошкольника.
В работе с детьми по данной программе я придерживаюсь следующих принципов:
- индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку группы и учет его возрастных особенностей;
- принцип направленного формирования произвольно-личностной регуляции поведения ребенка в сотрудничестве со взрослым.
Одним из важных принципов работы считаю принцип уровневого подхода к формированию аффективной регуляции.
Программа состоит из важных этапов:
1. Диагностический.
Цель: выявление нарушений поведения и особенностей эмоционально-волевого развития.
Данная процедура реализуется обязательно в начале занятий и по окончании курса для отслеживания эффективности. А так же проводится наблюдение в течение учебного года за текущей динамикой.
2. Собственно коррекционно-развивающие занятия.
3. Просветительская работа с родителями.
Анализ группы за трехлетний период (2014-2017 годы)
Всего за три года занятия в данной группе прошли 27 детей в возрасте от 5 до 7 лет (старшие дошкольники).
Из них 17 мальчиков и 10 девочек.
Из 27 детей 96 % имели официальные медицинские показания для посещения данных занятий. При этом следует отметить, что у 100 % детей в анамнезе встречаются перинатальные нарушения.
Результативность занятий зависит от нескольких причин:
· регулярность посещения детьми группы;
· включенность родителей и их заинтересованности в эффективности работы, их собственная готовность к изменениям;
· сложность и глубина нарушения.
Следует отметить, что родителям детей с поведенческими нарушениями необходима постоянная консультативная поддержка. Опыт работы в данной группе показал, что положительная динамика у детей появляется быстрее и закрепляется лучше в том случае, если с родителями начинается вестись активная работа (родительские группы по запросу родителей, беседы после занятий, выполнение заданий дома, консультации родителей и семьи, привлечение родителей к занятиям – периодические детско-родительские занятия, совместные семейные выходы на экскурсии).
В целом, посещаемость данных групп высокая. Без уважительных причин дети занятия не пропускают. С помощью активного включения родителей в жизнь группы положительные изменения в поведении детей становятся выраженными.
Таким образом, из наблюдений, результатов диагностики и отзывов родителей, можно сделать вывод, что на конец года у детей, посетивших данные занятия, происходят позитивные изменения в поведении, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах, игровой деятельности.
Итак, рассмотрим отдельно каждый параметр.
1. Произвольное внимание
Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении трех учебных лет, наблюдается положительная динамика в развитии данной функции у детей, посещающих группу. В 2014-2015 году зафиксирована положительная динамика у 6 детей из 10 (60 %) и у 4 детей динамика стабильная (40%). Стабильная динамика отмечалась у детей, которые до начала коррекционно-развивающей работы имели хороший уровень развития внимания (соответствовал и немного превышал возрастную норму). В 2015-2016 учебном году все 8 детей (100%) показали положительную динамику в развитии внимания. Это касалось как количественного показателя (увеличился объем внимания), так и качественного (уменьшилось количество ошибок). В 2016-2017 учебном году 7 детей продемонстрировали положительную динамику (78%), а 2 детей (22%) и до начала занятий имели высокие показатели по данному параметру, какие и сохранили.
То есть, можно признать работу группы по развитию внимания продуктивной и эффективной.
2. Произвольность
Таким образом, из диаграммы видно, что по параметру «Развитие произвольности поведения», программа эффективна. Все три года показали, что по данному параметру наблюдается 100% положительная динамика у всех детей группы разной степени выраженности (в зависимости от глубины и сложности нарушения).
3. Эмоционально-волевое развитие: умение детей распознавать основные эмоции
4. Эмоционально-волевое развитие: умение детей отреагировать эмоции социально-приемлемыми способами
Таким образом, из диаграмм видно, что занятия по параметру «Развитие эмоционально-волевой сферы», «Коррекция поведения» эффективны.
Так же следует отметить, что в результате занятий у всех детей улучшаются коммуникативные навыки (в разной степени выраженности в зависимости от глубины и тяжести нарушения). У них появляется инициатива в контактах со сверстниками. Дети научаются договариваться, спрашивать разрешения друг у друга, предлагать поиграть вместе, научаются привлекать внимание к себе словами, а не плачем и криком, драками. Дети в конце года начинают дружить, помогать друг другу, сопереживать и сочувствовать, делиться игрушками, уступать место, ждать своей очереди.
Улучшения происходят и в игровой деятельности. Все 100% детей в разной степени выраженности (в зависимости от глубины и тяжести нарушения) осваивают игры по правилам, совместные игры. У них расширяются игровые сюжеты и ролевой репертуар.
Особенно следует отметить, что дети к концу курса лучше социализированы. Это происходит еще и за счет дополнительных занятий в театрах, музеях, на экскурсиях. Для развития социальных навыков, улучшения социализации детей мной специально организуются выходы за пределы центра. Это позволяет детям перенести приобретенные навыки на занятиях в другую среду. К концу года 88 % детей адекватно ситуации и месту ведут себя в театрах и на экскурсиях (задают вопросы экскурсоводу по очереди; отдают билетики; садятся на свои места; во время спектакля стараются смотреть и слушать, не уходя из зала; в конце представления аплодируют и т.п.).
Мной ведется активная работа с родителями группы. Формат работы разнообразный в зависимости от целей. Это и беседы со всеми родителями группы после каждого занятия, это и родительские собрания, это и индивидуальные консультации, это и родительские группы, это и просветительские беседы.
Анализируя письменные отзывы родителей за три учебных года о занятиях, можно сделать вывод, что 23 родителя из 27 (85 %) полностью удовлетворены работой по данной программе. И они подтверждают объективность и реалистичность результатов проведенной диагностики своими наблюдениями. А 4 родителя (15 %) находят занятия эффективными, но не достаточными. Они предлагают увеличить количество этих занятий, чаще ходить на экскурсии. При этом эти же родители указывают на их собственный недостаток времени и пропуски занятий, что снижает эффективность работы с их детьми.
В целом, считаю работу в данной группе результативной и эффективной. Но особенно хочется отметить, что занятия только по этой программе могут быть для конкретного ребенка недостаточными. Очень важно активное включение в работу группы родителей, их заинтересованность в результате. Так как контингент детей, занимающихся на данных занятиях, имеет медицинские показания. То есть, следует проводить для увеличения эффективности комплексную помощь ребенку и семье: индивидуальная работа с ребенком (некоторым детям показаны еще и индивидуальные занятия по темам, которые в рамках данной группы не удается прорабатывать), работа с семьей, сотрудничество с воспитателями, медицинский контроль.
Педагог-психолог отдела практической помощи: Руднева Ю.В.
Полный текст статьи с графиками доступен здесь
-
7.10.2024
Профилактика ОРВИ
-
2.11.2022
Знание о героях
-
24.6.2022
Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон
-
Профилактика суицидального поведения детей и подростков
-
Направления логопедической работы с детьми с РАС в индивидуальном режиме
-
«Причины речевых нарушений. Направления коррекционной работы»
В нашем центре вы всегда можете получить
онлайн-консультациЮНаш адрес:
Тула ул. Буденного дом 50А