Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области, Областной центр

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
X

Телефон/факс: (4872) 31-22-53

Педагог-организатор: +7 (953) 195-64-81

Адрес: г. Тула ул. Буденного дом 50А

Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением










Профилактика суицидального поведения детей и подростков

14 октября 2024 г.
Комаревцева Светлана Александровна, директор,
педагог-психолог ГУ ДО ТО «ПОМОЩЬ»
 
Введение
 
Решение проблемы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних носит комплексный, системный и междисциплинарный характер, требует непрерывного повышения уровня компетентности педагогических работников по вопросам раннего выявления признаков суицидального поведения и оказания психолого-педагогической помощи детям в кризисных ситуациях.
 
Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Также существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. Психическая организация подростка неустойчива, причем на всех уровнях: сознания, чувств, эмоций. Подростки крайне нестабильны в самооценке и при этом – большие максималисты; они всегда сомневаются в своих знаниях и способностях, для них характерна частая смена настроения, тревожность. У них легко возникают страхи. Порой небольшой конфликт в семье или в школе может послужить толчком для того, чтобы ребёнок вошёл в депрессивное состояние.
 
По мнению А.Г. Амбрумовой, в основе суицидального поведения лежит как претензия к обществу, так и социально-психологическая дезадаптация и межличностный конфликт. Социально-психологическая дезадаптация возникает при невозможности преодоления препятствий в достижении жизненно важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального опыта, когда имеется несоответствие ожиданий и собственных возможностей.
 
Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций. Оно связано, собственно, не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания, направлено против ситуаций, сложившихся в определенной социальной группе. Поэтому так часто суицидальное поведение подростков носит демонстративный характер. Суицидальное поведение объясняется отсутствием жизненного опыта у подростка и его неумением определять жизненные ориентиры.
 
Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростка нет, а представление о смерти крайне расплывчато и инфантильно. Смерть — это сон, отдых от невзгод, способ наказать обидчиков.
 
Таким образом, суицидальное поведение у детей и подростков может нести в себе как черты «манипулятивности», так и выраженные интенции к смерти. Как правило, суицидальный акт или намерения одновременно обусловлены противоречивыми мотивациями: с одной стороны – «воздействие на значимых других», попытка изменить ситуацию или «наказать» обидчика, с другой стороны – избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. с помощью самоповреждения или смерти.
 
При работе с несовершеннолетнее особое внимание следует уделить выявлению и сопровождению наиболее уязвимых групп детей. Выявление обучающихся «группы риска» суицидального поведения и оказание им должной психологической и социально-педагогической помощи – первостепенная задача психолого-педагогических служб школы, а также всего педагогического состава.
 
К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующие: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Своевременность приобретает особое значение при работе с подростками. От внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит, реализует или остановит свой суицидальный план подросток.
 
1.Суицидальное поведение.
 
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки.
 
Под суицидальными мыслями понимают мысли, намеки и высказывания о смерти, суициде или серьезном самоповреждении не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
 
Суицидальные тенденции – более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.
 
Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом. Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.
 
К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летальным исходом по причине, не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация).
 
Наконец, под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных самому себе повреждений.
 
Суицидальное поведение является одним из видов аутодеструктивного поведения. Это поведение наносит ущерб (прямой или косвенный) собственному соматическому и психическому здоровью, оно представляет угрозу целостности и развитию личности (Тормосина, 2014).
 
1.1. Типы суицидального поведения.
 
Демонстративное суицидальное поведение. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде аутодеструктивного поведения (повреждения кожных покровов, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения и т.д.).
 
Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций, относятся к аффективному типу.
 
В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
 
Скрытое суицидальное поведение (косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).
 
Истинное суицидальное поведение. Направляется желанием умереть, сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий, т.е. подросток готовится к совершению суицида. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своего поступка. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
 
1.2. Мотивы суицидального поведения.
 
В отечественной суицидологии наибольшее распространение получила классификация В.А. Тихоненко, согласно которой выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения: «призыв», «протест», «избегание», «самонаказание» и «отказ».
 
Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда подросток совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку.
 
На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» такие лица обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую». К данной группе также относят демонстративно-шантажные попытки, которые предпринимаются с целью повлиять на определенных лиц из социального окружения (родителей, одноклассников, учителей). Подростки, руководствующиеся мотивами по типу «крика о помощи», обычно не думают о возможном летальном исходе своих действий, они чаще сосредоточены на мыслях о том, как окружающие прореагируют на их поступок.
 
Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда подросток, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия, чтобы выразить свой протест против происходящего.
 
На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Чтобы как-то выразить свой гнев (обиду)» и т.п. Реакции данного типа характерны для подростков с возбудимыми и эмоционально неустойчивыми чертами.
 
Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда подросток, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием эмоциональной боли, переживаний безысходности и беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации).
 
Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда подросток совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе.
 
На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Хотел наказать себя». Самоубийство обычно совершается жестоким способом (самоповешение, падение с высоты).
 
Суицидальное поведение по типу «отказа от жизни» - здесь цель и мотивы деятельности полностью совпадают. Мотивом является отказ от существования, а целью является лишение себя жизни: «Я умираю, чтобы умереть». Этот тип суицида связан с потерей личностного смысла своего существования (например, в связи с потерей значимого близкого человека, в связи с тяжелым заболеванием, особенно неизлечимым) и невозможностью исполнять прежние, высоко значимые роли.
 
1.3. Механизмы формирования суицидального поведения.
 
Одним из ключевых психологических механизмов формирования аутодеструктивного поведения является эмоциональная дисрегуляция.
 
Под эмоциональной дисрегуляцией подразумеваются нарушения нормальной регуляции эмоций. Нарушения эмоциональной регуляции возникают тогда, когда, несмотря на усилия, попытки регулирования эмоций не достигают своей цели, и эмоции, а также поведенческие паттерны, связанные с ними, не изменяются желаемым образом.
 
Признаками эмоциональной дисрегуляции у подростка могут быть:
 
§ преобладание негативных, болезненных эмоциональных переживаний;
 
§ импульсивность;
 
§ серьезные трудности в регулировании эмоционального возбуждения при достижении целей, не зависящих от настроения;
 
§ эмоциональная опустошенность, бесчувственность при воздействии сильных стрессоров.
 
При эмоциональной дисрегуляции стратегии регуляции эмоций характеризуются дезадаптивностью — они усиливают нежелательные эмоции и связанное с ними дезадаптивное поведение, что приводит к ухудшению ситуации.
 
Субъективно переживаемая подростком непереносимость негативных эмоций, чувство острой душевной боли и импульсивные попытки немедленно избавиться от нее приводят его к выбору аутодеструктивных стратегий поведения как способа справиться с сильными эмоциональными переживаниями, избегая при этом прямого столкновения с негативными эмоциями. В связи с этим аутодеструктивное поведение оказывается, с одной стороны, способом быстрого избавления от негативных эмоций и связанного с ними психологического опыта, а с другой стороны — деструктивным способом совладания с трудностями, дающего иллюзию контроля над собой и своей жизнью, иллюзию взрослости и независимости.
 
1.4. Типы суицидоопасных реакций.
 
Амбрумова А.Г. выделяет шесть типов непатологических суицидоопасных ситуационных реакций, которые встречаются у психически здоровых лиц в состоянии социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта.
 
Ситуационная реакция представляет собой оформленный структурированный ответ на ситуационную нагрузку с определенным образом эмоционально окрашенным состоянием и соответствующим ему поведением. Отсюда у разных людей возникают разные реакции на сходные ситуации.
 
Пессимистическая ситуационная реакция – отчетливое изменение мироощущения с мрачным мировоззрением, негативными суждениями и оценками, с переструктурированием системы ценностей. Риск суицида очень высокий.
 
Реакция отрицательного баланса характеризуется рациональным подведением жизненных итогов, пессимистической оценкой прожитого и будущего, твердым решением не жить. Риск суицида очень высокий.
 
Реакция дезорганизации. В ее основе тревожный компонент, выраженные соматовегетативные проявления, чаще по типу кризов, нарушения сна. Характеризуется эта реакция «потерей точки опоры». Реакция идет с сигналом бедствия, высоким суицидальным риском. Возможен выход в быструю реализацию суицида.
 
Реакция эмоционального дисбаланса. Имеет место отчетливое превалирование гаммы дистимических расстройств настроения, сокращение круга социальных контактов. Риск суицида средней степени.
 
Реакция демобилизации отличается резкими изменениями в сфере контактов, мучительным переживанием одиночества, безнадежности. Характеризуется душевным дискомфортом, чувством отверженности. Суицидальный риск средний.
 
Реакция оппозиции характеризуется выраженной экстрапунитивной позицией личности, повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок, окружающих и их деятельности. Суицидальный риск средний.
 
Невзирая на уникальность каждого отдельного случая, суициды имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода, переживание беспомощности и безнадежности, аутоагрессия, искаженное восприятие реальности – зацикленность на проблеме («тоннельное зрение»).
 
1.5. Этапы суицидального поведения.
 
Предсуицидальный период охватывает промежуток времени от первого появления суицидальных мыслей и побуждений до принятия решения о суициде. Чаще всего он проявляется в подростковом возрасте и у взрослых людей, которые имеют тенденцию к суицидальному поведению в трудных жизненных ситуациях. Этот период является ранней стадией суицидального поведения и может быть проявлением незавершенных суицидальных действий, а также предшествовать суициду.
 
Период предсуицида характеризуется следующими особенностями: у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончится?», «достало все!» и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, но имеется само отрицание жизни. Такие суицидальные проявления бывают свойственны всем людям в тех или иных ситуациях.
 
Если процесс продолжается, то на следующем этапе предсуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например, «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью!» и тому подобные размышления, выражающие внутреннюю готовность человека к суициду.
 
Для предсуицидального периода характерно антивитальное переживание - переживание отсутствия ценности жизни.
 
На следующем этапе предсуицидального периода появляется осознанное желание умереть. Возникает внутреннее суицидальное поведение. Для этого периода характерно наличие суицидальных замыслов.
 
Длительность предсуицидального поведения в подростковом возрасте колеблется от нескольких секунд до нескольких лет. Это создает большие трудности в работе с подростками, так как никогда нельзя предвидеть, с какой скоростью ребенок пройдет этот период и перейдет к следующему.
 
Период реализации суицидальных намерений включает планирование предстоящего суицида (выбор наиболее приемлемого способа, места, времени совершения суицидального акта), подготовку к нему (завершение всех дел, написание предсмертной записки и проч.), последовательное осуществление суицидальных действий.
 
Для этого периода характерны суицидальные мысли (замыслы), суицидальные намерения, суицидальная готовность, суицидальные угрозы, суицидальные попытки, завершенный суицид. Внутреннее суицидальное поведение трансформируется во внешнее суицидальное поведение.
 
Таким образом, предсуицидальный и суицидальный периоды – это этапы, характеризующие подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.
 
Постсуицидальный период охватывает промежуток времени от одного до трех месяцев после совершения суицидальной попытки, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом.
 
Приведенное описание этапов суицидального поведения в известной степени носит условный характер, поскольку длительность каждого из этапов существенно различается у разных лиц.
 
2. Возрастные особенности суицидального и аутодеструктивного поведения несовершеннолетних.
 
Подростковый возраст — период повышенной уязвимости к нарушениям психического здоровья. В пубертатный период с подростком происходят значительные физические и психологические изменения. Интенсивный рост и половое созревание сопровождаются поиском идентичности и потребностью в социализации, что выражается в попытках самоутверждения и самоопределения (Харламенкова, 2007).
 
Подросток стремится к изменениям, его взросление сопровождается появлением новых возможностей, которые он пытается реализовать через изменение своего внешнего вида, переживание нового, необычного опыта, экспериментирование с разными видами риска, а иногда через использование репрессивных способов воздействия на себя (например, самоповреждения или суицидальные попытки). Те физические и психологические изменения, которые происходят в это время, могут стать источником значительных нарушений поведения, а аутодеструктивность – способом сообщения о внутреннем неблагополучии, а также дезадаптивным способом его преодоления.
 
Нередко разные виды и проявления аутодеструкции включены в поведение подростка, значительно осложняя процесс его психологического, физиологического и социального развития. Аутодеструктивные действия, направленные на причинение самовреда, служат симптомом кризиса взросления или нарушений психического здоровья подростка, мешая его образованию и социальному взаимодействию.
 
Особенности суицидального поведения подростков:
 
1. Недостаточно адекватная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте, как правило, воспринимается очень абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью.
 
2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства.
 
3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением:  побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
 
4. Депрессивные состояния, которые в подростковый период выражаются иначе, чем у взрослых.
 
5. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает прекращение жизни. Ребенок думает, что все вернётся назад. У подростков понимание и осознание смерти формируется после 18 лет.
 
Таким образом, подростковый возраст — это тот этап развития, для которого свойственны перемены. Психологические и физиологические особенности и изменения, происходящие в этом возрасте, влияют на формирование представления и отношения ребёнка к смерти.
 
3. Факторы риска суицидального поведения
 
3.1. Психическое неблагополучие как фактор риска.
 
Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.
 
Расстройство личности. С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза. Порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса как проявления результатов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.
 
Диагноз пограничного расстройства личности может негативно повлиять на подростков в переломный момент развития при переходе во взрослую жизнь (Winograd, Cohen, Chen, 2008). Поэтому важна идентификация факторов, способствующих возникновению, поддержанию или обострению данного расстройства.
 
В качестве критериев диагностики пограничного расстройства личности в подростковом и юношеском возрасте выделяют признаки эмоциональной дисрегуляции, нарушения идентичности (особенно у девушек), несоразмерно сильный гнев, подозрительность (у юношей), хроническое чувство одиночества, намеренное самоповреждающее поведение и диссоциацию. Подростки с пограничным расстройством личности подвержены риску, связанному с их импульсивностью, приводящей к несчастным случаям, злоупотреблению психоактивными веществами и распространению заболеваний, передающихся половым путем (Sharp, Fonagy, 2015).
 
Помимо этого, выделяют такие ранние (детские) маркеры, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью и вызывающее оппозиционное расстройство, контроль и принуждение по отношению к объектам привязанности, плохо сформированное чувство Я, враждебное и недоверчивое отношение к миру, агрессия в отношениях, сильные вспышки гнева, аффективная нестабильность (Sharp, Fonagy, 2015).
 
В основе нарушений при пограничном расстройстве личности лежит эмоциональная дисрегуляция и нарушения способности к пониманию эмоций других людей. Эмоциональные нарушения выражаются к гипер-экспрессивности эмоций (чрезмерном выражении), раздражительности и гневе, аффективной лабильности, неадаптивных копингах, тревожности, неуверенности в себе, депрессивности и подозрительности (Sharp, Fonagy, 2015). У подростков с пограничным расстройством личности инструментом саморегуляции эмоционального состояния могут стать самоповреждения, а также суицидальные мысли и проблемное поведение. Чем раньше подросток начинает повреждать свое тело и чем большая продолжительность самоповреждений, тем большая вероятность развития пограничного расстройства личности во взрослом возрасте (Groschwitz et al., 2015).
 
Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства. Среди подростков в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.
 
Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов, а также типично-депрессивный вариант синдрома.
 
Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх наблюдается «погребальная» тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и попытки самоубийства оказываются для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичные и чаще всего завершенные. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.
 
Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения - от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Увеличивается суицидальная опасность. При своевременной диагностике и адекватной терапии не свойственное ребенку поведение довольно быстро исчезает, и появляется критическое отношение к суициду.
 
Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в возрасте 12-16 лет. Появляются жалобы на состояние здоровья. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявления неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. «Непонимание» окружающими переживаний подростков создает непереносимые, безвыходные, по их мнению ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.
 
Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: затруднения в учебе, являющиеся причиной психической заторможенности. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и унынии. Может наблюдаться тревога. Сон достаточный, но у подростка ощущение бессонницы. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени. Риск возникновения повторных попыток очень велик.
 
Депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов свойственен подросткам 16-18 лет. Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретают характер навязчивости, бесплодного, депрессивно окрашенного мудрствования. Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Синдром может быть проявлением вялотекущей шизофрении.
 
Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девочек, которая может быть иногда настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, и незначительная психотравма может повлечь суицид.
 
Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации и толкает его на самоубийство.
 
 В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим чрезвычайно важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры.
 
3.2. Семейные факторы риска (взаимоотношения в семье).
 
Неблагоприятная семейная ситуация и развитие в асоциальной и антисоциальной среде. Дети, составляющие «группу риска», выходят из непростых семей, семей, где много агрессии, скрытой или явной. Скрытая агрессия в семье - холодное отношение к ребенку. Это проявляется в дистанцированности, безразличии, ребенку не хватает любви, он не чувствует себя нужным и любимым.
 
Конфликты и распад семьи: такое изменение как развод может вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.
 
Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны взрослых.
 
Симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф от неких особых, «глубоких» отношениях в ней. Попытки подростков установить взаимоотношения вне семьи воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.
 
Наличие психических расстройств в семье, что служит общим фактором дестабилизации семейной системы и хронических искажений семейных коммуникаций.
 
3.3. Социальные факторы
 
Психотравмирующий опыт, связанный с насилием, является одной из наиболее сильных предпосылок к формированию различных моделей суицидального поведения у подростков.
 
Внутриличностные проблемы: слабость самоконтроля и рефлексии, трудности понимания эмоций и управления ими, конформность, склонность к зависимому поведению, импульсивность, избегающий тип поведения, использование неадаптивных стратегий совладания с трудными ситуациями.
 
Межличностные проблемы: узкий круг социальных контактов и отсутствие социальной поддержки, проблемы в установлении дружеских доверительных отношений, недоверие, избегание сближения или стремление к доминированию и эксплуатации в отношениях с другими людьми, социальная изоляция, одиночество, отчужденность, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.
 
Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

новостивсе новости
  • 7.10.2024

    Профилактика ОРВИ

  • 2.11.2022

    Знание о героях

  • 24.6.2022

    Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон

статьивсе статьи
  • Профилактика суицидального поведения детей и подростков

  • Направления логопедической работы с детьми с РАС в индивидуальном режиме

  • «Причины речевых нарушений. Направления коррекционной работы»

Директор центра

Комаревцева Светлана Александровна

Директор центра

В нашем центре вы всегда можете получить

онлайн-консультациЮ
Как к нам проехать?

Наш адрес:

Тула ул. Буденного дом 50А

Наши партнеры и информационные ресурсы