Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области, Областной центр

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
X

Телефон/факс: (4872) 31-22-53

Педагог-организатор: +7 (953) 195-64-81

Адрес: г. Тула ул. Буденного дом 50А

  • Занятие на развитие эмоций
  • Занятия в игровом зале
  • Игры-драматизации

Руднева Ю.В. Анализ результативности практического опыта в работе с детьми с эмоционально-волевыми трудностями развития

7 марта 2018 г.
 

Анализ результативности практического опыта в работе с детьми с эмоционально-волевыми трудностями развития

В данной статье будет изложен анализ результатов работы в группе эмоционально-волевого развития и коррекции детей 5-6 лет с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы за трехлетний период (2014-2017).

Мною реализуется индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для старших дошкольников с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы.

Направление программы: социально-психологическая.

Уровень программы: дошкольное образование.

Тип программы: коррекционно-развивающая.

Вид программы: эмоционально-волевое развитие, саморегуляция, социализация.

Цель программы: гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы детей   старшего дошкольного возраста, коррекция поведенческих  нарушений.

Задачи программы:

- развитие произвольности и самоконтроля;

- знакомство детей с основными эмоциями и чувствами;

- отработка навыка узнавания основных эмоций по мимике, пантомимике, интонации;

- формирование умения выражать эмоции социально-приемлемыми способами;

- отреагирование отрицательных эмоций, препятствующих полноценному развитию личности.

Условия реализации программы:

- программа реализуется в групповом режиме (6-8 человек);  

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа в течение учебного года;

- контингент группы составляют дети с поведенческими трудностями, дети с недостаточностью эмоционально-волевого развития, а так же дети с неврологическими и психическими расстройствами.

Актуальность программы колоссальна. С каждым годом количество родителей, обращающихся к специалистам центра по данной проблеме, увеличивается и имеет четкую тенденцию к дальнейшему возрастанию. В связи с этим стоит проблема ранней (в дошкольном возрасте) психопрофилактики особенного или нарушенного поведения. Формирование культурных, умных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы рассматривается в качестве важной, приоритетной задачи развития  (воспитания) дошкольника.

В работе с детьми по данной программе я придерживаюсь следующих принципов:

- индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку группы и учет его возрастных особенностей;

- принцип направленного формирования произвольно-личностной регуляции поведения ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Одним из важных принципов работы считаю принцип уровневого подхода к формированию аффективной регуляции.

Программа состоит из важных этапов:

1.                  Диагностический.

Цель: выявление нарушений поведения и особенностей эмоционально-волевого развития.

Данная процедура реализуется обязательно в начале занятий и по окончании курса для отслеживания эффективности. А так же проводится наблюдение в течение учебного года за текущей динамикой.

2.                  Собственно коррекционно-развивающие занятия.

3.                  Просветительская работа с родителями.    

 

Анализ группы за трехлетний период (2014-2017 годы)

 

Всего за три года занятия в данной группе прошли 27 детей в возрасте от 5 до 7 лет (старшие дошкольники).

Из них 17 мальчиков и 10 девочек.

Из 27 детей 96 % имели официальные медицинские показания для посещения данных занятий. При этом следует отметить, что  у  100 % детей в анамнезе встречаются перинатальные нарушения.

Результативность занятий зависит от нескольких причин:

·         регулярность посещения детьми группы;

·         включенность родителей и их заинтересованности в эффективности работы, их собственная готовность к изменениям;

·         сложность и глубина нарушения.

Следует отметить, что родителям детей с поведенческими нарушениями необходима постоянная консультативная поддержка. Опыт работы в данной группе показал, что положительная динамика у детей появляется быстрее и закрепляется лучше в том случае, если с родителями начинается вестись активная работа (родительские группы по запросу родителей, беседы после занятий, выполнение заданий дома, консультации родителей и семьи, привлечение родителей к занятиям – периодические детско-родительские занятия, совместные семейные выходы на экскурсии).

В целом, посещаемость данных групп высокая. Без уважительных причин дети занятия не пропускают. С помощью активного включения родителей в жизнь группы положительные изменения в поведении детей становятся выраженными.

Таким образом,  из наблюдений, результатов диагностики и отзывов родителей, можно сделать вывод, что на конец года у детей, посетивших данные занятия, происходят позитивные изменения в поведении, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах, игровой деятельности.

Итак, рассмотрим отдельно каждый параметр.

1.                  Произвольное внимание

Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении трех учебных лет, наблюдается положительная динамика в развитии данной функции у детей, посещающих группу. В 2014-2015 году зафиксирована положительная динамика у 6 детей из 10 (60 %) и у 4 детей динамика стабильная (40%). Стабильная динамика отмечалась у детей, которые до начала коррекционно-развивающей работы имели хороший уровень развития внимания (соответствовал и немного превышал возрастную норму). В 2015-2016 учебном году все 8 детей (100%) показали положительную динамику в развитии внимания. Это касалось как количественного показателя (увеличился объем внимания), так и качественного (уменьшилось количество ошибок). В 2016-2017 учебном году 7 детей продемонстрировали положительную динамику (78%), а 2 детей (22%) и до начала занятий имели высокие показатели по данному параметру, какие и сохранили.

То есть, можно признать работу группы по развитию внимания продуктивной и эффективной.

2.      Произвольность

Таким образом, из диаграммы видно, что по параметру «Развитие произвольности поведения», программа эффективна. Все три года показали, что по данному параметру наблюдается 100% положительная динамика у всех детей группы разной степени выраженности (в зависимости от глубины и сложности нарушения).

3.                  Эмоционально-волевое развитие: умение детей распознавать основные эмоции

4.                  Эмоционально-волевое развитие: умение детей отреагировать эмоции социально-приемлемыми способами

Таким образом, из диаграмм видно, что занятия по параметру «Развитие эмоционально-волевой сферы», «Коррекция поведения» эффективны.

Так же следует отметить, что в результате занятий у всех детей улучшаются коммуникативные навыки (в разной степени выраженности в зависимости от глубины и тяжести нарушения). У  них появляется инициатива в контактах со сверстниками. Дети научаются договариваться, спрашивать разрешения друг у друга, предлагать поиграть вместе, научаются привлекать внимание к себе словами, а не плачем и криком, драками. Дети в конце года начинают дружить, помогать друг другу, сопереживать и сочувствовать, делиться игрушками, уступать место, ждать своей очереди.         

 

Улучшения происходят и в игровой деятельности. Все 100% детей в разной степени выраженности (в зависимости от глубины и тяжести нарушения) осваивают игры по правилам, совместные игры. У них расширяются игровые сюжеты и ролевой репертуар.

 

Особенно следует отметить, что дети к концу курса лучше социализированы. Это происходит еще и за счет дополнительных занятий в театрах, музеях, на экскурсиях. Для развития социальных навыков, улучшения социализации детей мной специально организуются выходы за пределы центра. Это позволяет детям перенести приобретенные навыки на занятиях в другую среду. К концу года 88 % детей адекватно ситуации и месту ведут себя в театрах и на экскурсиях (задают вопросы экскурсоводу по очереди; отдают билетики; садятся на свои места; во время спектакля стараются смотреть и слушать, не уходя из зала; в конце представления аплодируют и т.п.). 

Мной ведется активная работа с родителями группы. Формат работы разнообразный в зависимости от целей. Это и беседы со всеми родителями группы после каждого занятия, это и родительские собрания, это и индивидуальные консультации, это и родительские группы, это и просветительские беседы.

Анализируя письменные отзывы родителей за три учебных года о занятиях, можно сделать вывод, что 23 родителя из 27 (85 %) полностью удовлетворены работой по данной программе. И они подтверждают объективность и реалистичность результатов проведенной диагностики своими наблюдениями. А 4 родителя (15 %) находят занятия эффективными, но не достаточными. Они предлагают увеличить количество этих занятий, чаще ходить на экскурсии. При этом эти же родители указывают на их собственный недостаток времени и пропуски занятий, что снижает эффективность работы с их детьми.

В целом, считаю работу в данной группе результативной и эффективной. Но особенно хочется отметить, что занятия только по этой программе могут быть для конкретного ребенка недостаточными. Очень важно активное включение в работу группы родителей, их заинтересованность в результате. Так как контингент детей, занимающихся на данных занятиях, имеет медицинские показания. То есть, следует проводить для увеличения эффективности комплексную помощь ребенку и семье: индивидуальная работа с ребенком (некоторым детям показаны еще и индивидуальные занятия по темам, которые в рамках данной группы не удается прорабатывать), работа с семьей, сотрудничество с воспитателями, медицинский контроль.

 

 

 

 

Педагог-психолог отдела практической помощи: Руднева Ю.В.

 

Полный текст статьи с графиками доступен здесь

 


новостивсе новости
  • 7.12.2015

    Семинар Деятельность специалиста Службы сопровождения интерната по профилактике самовольных уходов подростков из учреждения

  • 26.11.2015

    В Туле начал работу Всероссийский Форум Лидер в образовании

  • 1.10.2015

    В Туле открылась конференция по проблемам аутизма

статьивсе статьи
  • Руднева Ю.В. Анализ результативности практического опыта в работе с детьми с эмоционально-волевыми трудностями развития

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

  • Школа обязана создать условия для ребенка

директор центра

Верхорубова Елена Леонидовна

Директор центра

(920) 748-13-27

В нашем центре вы всегда можете получить

онлайн-консультациЮ
Как к нам проехать?

Наш адрес:

Тула ул. Буденного дом 50А

Наши партнеры и информационные ресурсы